СОДЕРЖАНИЕ
Что такое ребрендинг
Ребрендинг – это единое наименование мероприятий, которые требуются для изменения бренда в целом или его элементов. По сути, это обновление фирменного стиля с целью возвращения его актуальности. Обычно используется фирмами с многолетней историей. Основная особенность ребрендинга – обновление при сохранении основной символики, по которой узнают бренд. Это не радикальная смена «лица» компании. Цель мероприятия – смена ассоциаций потребителей при восприятии торговой марки.
Эксперты утверждают, что это позволяет компании возродиться. Особенно данный метод актуален для марок, к которым по каким-то причинам целевая аудитория начала терять интерес.
Ребрендинг – процесс не из легких и он включает в себя:
- Перестроение формы и принципа подачи предложения на рынке (позиционирования бренда);
- Кардинальное изменение философии торговой марки;
- Новую подачу бренда (фирменный стиль, логотип, название, слоганы и пр.).
Иногда ребрендинг путают с рестайлингом и считают, что ребрендинг относится исключительно к внешним визуальным составляющим бренда, к примеру таким, как логотип и фирменный стиль. Но рестайлинг это не более, чем редизайн и лишь частично затрагивает бренд. Потому, что рестайлинг бренда – это изменение стиля, атрибутов бренда при сохранении идеологии, позиционирования торговой марки.
Также часто с ребрендингом путают репозиционирование, изменение ассортимента и запланированную эволюцию бренда.
На самом деле ребрендинг включает в себя все вышеперечисленные элементы и чаще всего подразумевает не только внешние изменения, но и значительную внутреннюю трансформацию. Также ребрендинг может затрагивать такие сферы как позиционирование бренда и его философию, изменение визуальных составляющих и их подачи, создание новых сервисов.
Когда речь заходит о ребрендинге, как правило, подразумеваются перемены во всех аспектах бизнеса – от упаковки продукции и оформления интернет-сайта компании и вплоть до замены основной аудитории потребителей.
Виды ребрендинга
В зависимости от поставленных задач ребрендинг может быть комплексным или частичным.
Комплексный ребрендинг – тотальное изменение компании или проекта. Нередко ребрендинг заходит так далеко, что новую организацию не узнать по сравнению с предыдущей версией. В таком случае происходит повсеместное преобразование: новый дизайн, логотип, стиль, оформление, отказ от низкомаржинальных продуктов и услуг, улучшение ассортимента, новая корпоративная этика. Но обычно основное направление деятельности компании не меняется, как и ее клиентская аудитория.
Частичный ребрендинг – это изменение какой-то отдельной части компании. Например, обновление логотипа, если он ассоциируется с неприятными эмоциями, случаями, образами или вообще напоминает другую крупную корпорацию. Или редизайн упаковки продукта, чтобы повысить его узнаваемость и сделать заметнее, а значит, увеличить продажи. В этом случае решается конкретная задача или проблема.
Почему компании проводят ребрендинг?
Чаще всего – из-за потери интереса потребителей. Это не означает, что товар становится абсолютно ненужным и его перестают покупать. Нет, он по-прежнему востребован, правда, куда меньше, чем раньше. Это заставляет руководство компании задуматься и начать иначе презентовать товар, чтобы потребитель взглянул на знакомый продукт по-новому.
Цели и задачи, которые планируют решить с помощью, ребрендинга
В зависимости от масштаба и стадии развития компании, отрасли, рыночной конъюнктуры, а также множества других факторов цели проведения ребрендинга могут быть совершенно разными.
- Достижение уникальности бренда;
- Повышение узнаваемости, популярности и лояльности к бренду;
- Увеличение объёмов продаж и прибыли;
- Укрепление позиций на рынке;
- Адаптация к новым условиям, к которым бренд не может приспособиться в текущем виде;
- Подготовка к предстоящим внешним вызовам;
- Формирование положительного имиджа компании;
- Построение уникального и отличного от конкурентов имиджа.
А уже исходя из целей ребрендинга, формируются соответствующие задачи:
- Привлечение новых клиентов;
- Охват новых потребительских сегментов;
- Освежение восприятия бренда целевой аудиторией;
- Повышение уровня конкурентоспособности;
- Формирование нового позиционирования компании на рынке;
- Достижение узнаваемости продуктов и их быстрой идентификации; потребителем в точках продаж;
- Актуализация продуктовой матрицы в соответствии с современными рыночными тенденциями и трендами;
- Привлечение внимания со стороны старых клиентов.
Как понять, что пора провести ребрендинг?
Каждый бренд хочет удерживать лидирующие позиции на рынке и прикладывает к этому максимум усилий. Чтобы удовлетворять потребности аудитории, нужно четко представлять, что люди хотят получить. Приверженность традициям – конечно, хорошо, но является ли давно знакомый бренд лидером продаж? Нет? Может, потому, что просто устарел – не сам товар, а бренд? Многие потребители покупают только то, что «в тренде», и следовать трендам должен любой предприниматель, если хочет удержаться на рынке.
Когда нужен ребрендинг?
- Изменение предпочтений целевых клиентов. В итоге предприниматель сталкивается с тем, что позиционировать товар надо по-другому, подстраиваясь под изменившиеся вкусы аудитории. А то уменьшается спрос, уходит часть покупателей – не дело!
- Если пропадает интерес к компании, это не всегда связано с устаревшим позиционированием. Просто покупателям могло захотеться разнообразия. Число клиентов вырастет, если торговая марка изменит дизайн или придумает новый способ рекламы.
- Если бренд с момента появления не был успешен длительное время, с самого момента его появления, то необходим ребрендинг. Поскольку этом случае качественный ребрендинг просто жизненно необходим, иначе компания понесет серьезные убытки.
- Если компания хочет расширить свой пакет услуг.
Как правильно провести ребрендинг
Процесс ребрендинга имеет строгую последовательность действий, от правильности выполнения которых зависит итоговый результат. Всего выделяют четыре базовых этапа: анализ (аудит), формулировка новой стратегии (репозиционирование), визуальные преобразования (рестайлинг) и интеграция в бизнес.
1. Проведение маркетингового аудита
Основная цель и суть ребрендинга – это увеличение потребительского спроса и улучшение репутации компании. А потому самым важным этапом в его реализации является анализ текущего состояния и построение на основе выявленных проблем новой маркетинговой стратегии.
На этом этапе проводится следующая работа:
- Оценивается узнаваемость существующего бренда и лояльность потребителя. Например, при освоении новых рынков, важно понять, знает ли новый потребитель о продукте или услугах и с чем ассоциируется у него Ваш бренд.
- Анализ конкурентных преимуществ и слабых сторон. К примеру, политика компании может не соответствовать социальным трендам современности.
- Определяются препятствия правильного восприятия бренда целевой аудиторией. Этот аспект особенно важен при переориентировании на новую категорию покупателей.
- Оценивается узнаваемость существующего бренда и лояльность потребителя. Например, при освоении новых рынков, важно понять, знает ли новый потребитель о продукте или услугах и с чем ассоциируется у него Ваш бренд.
Проводится маркетинговый аудит по каждому блоку бренда:
- Имиджевая составляющая. Какой образ формируется непосредственно рекламой бренда.
- Миссия и философия. Являются ли они актуальными и понятными.
- Идентичность. Какие ассоциации вызывает бренд.
- Коммуникации. Особенности взаимодействия с потребителем.
- Архитектура. Визуальные компоненты (наименование продукции, шрифты, цвета).
- Конкурентное окружение. Сравнение с брендами, работающими в том же сегменте.
На основе проведенного анализа принимается решение о необходимости репозиционирования и рестайлинга бренда.
2. Репозиционирование бренда
В силу высокой конкуренции практически в любом секторе бизнеса можно столкнуться с такими факторами как равнодушие потребителя к некоторому товару или даже негативное восприятие без весомых оснований. Причиной этого чаще всего является то, что покупатель не видит преимуществ вашей марки в общей массе товаров. Такая ситуация может возникнуть как для принципиально нового бренда, так и для слишком долго существующей в неизменном виде концепции.
Чтобы повысить статус бренда относительно аналогов проводится репозиционирование, предполагающее акцентирование внимания на новых практических свойствах.
При этом могут применяться следующие методы:
- Выделение новых сфер использования продукции. Например, переведение товаров из категории «для детей» в категорию «для всей семьи».
- Акцентирование на расширенных функциональных возможностях. К примеру, средство для мытья посуды с глицерином, ухаживающее за кожей рук.
- Переведение продукции в новую товарную категорию.
- Выявление новых физических свойств, которым не придавалось внимание ранее. Ярким примером этого метода является появление эко-продуктов, позиционирующихся как особенно полезные для здоровья, хотя в реальности они не отличаются от обычных товаров.
С практической стороны репозиционирование бренда не предполагает изменения самой продукции или услуг, а направлено на преобразование маркетинговой стратегии и образа бренда в глазах покупателей. Таким образом, на этом этапе формулируется новая философия компании.
3. Рестайлинг корпоративного стиля
Непосредственно процесс изменения внешних атрибутов бренда (логотип, корпоративные цвета, шрифты, лейтмотив, название, слоган, дизайн интерьера и вывесок), которое часто называют ребрендингом, в профессиональной среде получил наименование рестайлинг. Он может проводиться как самостоятельный процесс (частичная эволюция бренда), так и являться одним из этапов комплексных преобразований.
Предпосылками для проведения рестайлинга бренда являются следующие факторы:
- Морально устаревшая эстетика атрибутов бренда.
- Дисгармония визуального решения торговой марки с обновленным продуктом (упаковкой). Старый бренд может не соответствовать новым форматам, к примеру, при переходе от настольных ПК к мобильным приложениям, визуальная составляющая бренда может стать слишком сложной и неудобной для использования.
- Несоответствие старых решений новой философии бренда. Проблемы общества непрерывно меняются, вслед за чем меняется и миссия компаний. Так, если ранее мобильные операторы делали ставку на выгодные тарифы, то сегодня, когда цены примерно одинаковы, на первый план выходит качество и обширный перечень услуг.
- Защита от копирования. Периодическое изменение визуальных элементов существенно усложняет производство «пиратских» копий.
- Упрощение восприятия. Простые символьные обозначения намного быстрее воспринимаются потребителем в современном потоке информации, а потому основной тенденцией при рестайлинге является замена сложных логотипов на более простые иконки.
- Смена культурных ценностей у целевой аудитории (взросление). Бренд может базироваться на актуальном модном течении, но следует понимать, что с уходом моды, потребуется и ребрендинг, более соответствующий новым увлечениям потребителей.
Разработка новых визуальных атрибутов может предполагать как полную смену корпоративного стиля, так и частичное обновление. При этом степень преобразований должна выбираться исходя из целей ребрендинга. Как правило, создается несколько версий, которые тестируются с привлечением фокус-групп, что позволяет сделать максимально правильный выбор. Принимая решение выполнить кардинальный рестайлинг, следует понимать, что резкая смена визуальных атрибутов является негласным сигналом о смене способа ведения бизнеса, что может расцениваться как изменение привычных стандартов качества.
4. Взаимодействие нового бренда с аудиторией
Завершающим этапом ребрендинга является интеграция обновлений в систему бизнеса и донесение до основной массы аудитории информации о новых качествах продукта. Она реализуется путем реорганизации принципов взаимодействия с потребителями и проведением принципиально новой рекламной кампании. При этом, чтобы сохранить существующую аудиторию ребрендинг бренда может потребовать предварительной подготовки потребителя к выходу на рынок нового формата. Наиболее важно анонсирование изменений для крупных и хорошо узнаваемых торговых марок.
Информирование об обновлениях бренда должно быть направлено не только на прямого покупателя товаров или услуг, но также и на внутренний штат компании. Сотрудники должны понимать, почему вводятся изменения и каковы основные цели, что позволит им безболезненно адаптироваться к новым требованиям и стандартам работы.
После проведения подготовки новый бренд интегрируется в продукцию, при этом крайне важно, чтобы принятый формат был внедрен по всем направлениям, полностью вытесняя устаревший. В противном случае может возникнуть непонимание. К примеру, если покупатель будет видеть в магазине и старую, и новую упаковку, он решит, что это разные продукты.
Ошибки при проведении ребрендинга
Чтобы ребрендинг был эффективным, необходимо знать о типичных ошибках его проведения:
- Отсутствие тестирования часто приводит к тому, что реальность не совпадает с ожиданиями, а возвращать всё обратно – дорого и долго;
- Неправильная смена названия компании: если к переименованию отнестись поверхностно, то об организации могут, либо забыть, либо это станет шагом назад.
- Несистемный характер ребрендинга: у текущих и потенциальных клиентов возникнет путаница, а такая неопределенность только пугает;
- Неконструктивный менеджмент: нарушение срока разработки макетов, неправильное делегирование полномочий по вопросу ребрендинга, нет чётких целей и распределения ответственности, к этому можно добавить и игнорирование мнения сотрудников;
- Необоснованные изменения в бренде компании: как результат личных предпочтений руководства или людей, ответственных за ребрендинг, не соответствующих реальному положению вещей (к примеру, я так считаю, значит так и есть и никак иначе).
Заключение
После прочтения статьи, у Вас наверняка уже сформировалось чёткое понимание того, что такое ребрендинг. В завершение хотим добавить, что для многих этот инструмент явился волшебной палочкой и помог реанимировать бизнес или сделать его более рентабельным, для других же, напротив, оказался пагубным, а для третьих он и вовсе был бесполезен.
Вывод прост: ребрендинга не стоит бояться, но проводить его нужно правильно. Если Вы не уверены в своих силах и не можете спрогнозировать результат на 100%, то лучше отложите свои инновационные идеи до лучших времён или воспользуйтесь услугами профессионалов.